Записи

злободневные советы

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОТОПЛЕНИЯ – что же делать, когда холодно в квартире

19

В какой-то момент заиндевевшие батареи рядом с моей домашней раскладушкой все же сумели нанести близкий к сокрушительному удар по моей психике, а две бессонные ночи, тишину которых нарушал стук зубов всех соседей моей многоэтажки, подготовили благодатную почву для покупки масляного обогревателя.

Звонок в ЖЕК не дал желаемого результата – сказали что тепла в батареях нет потому что страна такая, а любые призывы к прекрасным человеческим чувствам сотрудников моей районной жилищной эксплуатации разбивались о крики главного инженера в стиле “я сама в валенках”.

Что ж, пришлось самому открывать азбуку и разбираться, что можно сделать такому простому жителю украинского города в условиях кризисной зимы 2008 – и почти уже 2009 года.

Итак, согласно статье 13 Закона о жилищно-коммунальных услугах, услуги централизованной поставки теплой воды (а значит и теплоснабжения) отнесены к коммунальным услугам.

Статья 16 того же законаустановила, что коммунальные услуги предоставляются мне бесперебойно, за исключением перерывов на проведение ремонтных и профилактических работ, межотопительных периодов, а так же перерывов связанных с ликвидацией последствий, причиненных форс-мажором.

Зная особенности жизни в этой стране, в общем все, что в ней происходит, можно в той или иной степени отнести к форс-мажору. У нас даже приход зимы в декабре считается обстоятельством непреодолимой силы, за действие которой, как и полагается, ответственность никто не несет.

Но меня такое смутило мало, и я пошел разбираться дальше.

Для начала определимся, что значит централизованное отопление. Постановление Кабмина №630 под ним подразумевает услугу, которая должна удовлетворить мои потребности жильца многоквартирного дома в обеспечении нормативной температуры воздуха в помещениях квартиры.

Нужно обратить внимание, что согласно официально утвержденным требованиям(нужно спускаться вниз по документу и смотреть таблицу) температура воздуха в жилых помещениях (при условии их утепления) не может быть ниже 18 градусов (естественно Цельсия). В угловых комнатах – температура должна быть ещё выше: 20 градусов. Закон допускает отклонение от этих показателей, но оно не может превышать 12 часов в сутки, и случаться такая оказия должна не чаще чем раз в месяц.

В случае, если температура в квартире ниже этих самых 18, то в промежутке между 17 и 12 градусами стоимость услуг отопления должна уменьшаться на 5% за каждый градус. А все что ниже 12 – вообще оплачиваться не должно (в принципе и так понятно – за что платить когда у тебя в батарее плавают айсберги?).

Оценив, что температура дома неприлично далека от всех мыслимых нормативов, нужно как-то зафиксировать этот показатель для дальнейшего разбора полетов. Согласно тому же закону о жилищно-коммунальных услугах (статья 18) в случае нарушения исполнителем условий договора на теплоснабжение я, как потребитель, имею право вызвать представителя организации что предоставляет мне услуги для составления и подписания акта-претензии. К сожалению, Кабмин (пункт 23) установил срок для составления этого акта в два рабочих дня, то есть при определенных раскладах ждать можно и все четыре (если вызвал в пятницу, должен прийти в понедельник). В случае, если представитель предприятия, которое по договору обязалось обеспечивать квартиру теплом, все же спустился и пришел для обмера температуры, то акт-претензия составляется мною, как жильцом, и инспектором (или кто там придет от них). Если же в течении 2 рабочих дней после подачи заявки от этих товарищей не будет ни слуху ни духу, тогда этот акт можно составить самостоятельно, только подписать его нужно ещё и у соседа.

На основании составленного акта-претензии “теплопостачальники” в течении трех дней должны произвести перерасчет. Собственно говоря, это основное. Но здесь пришлось услышать и о желании некоторых граждан получить какое-то более осмысленное вознаграждение, чем просто “перерасчет”. Тем более, что перепечатки из американских газет о практике иностранного правосудия, когда за таракана в бутерброде можно получить возмещение морального вреда на 100 миллионов очень подорожавших в последнее время долларов, разогревает аппетит замерзшего жильца панельной многоэтажки.

Но здесь вынужден немного остудить пыл. Дело в том, что наши депутаты изо всех сил стараясь помочь бедным избирателям, в конце 2005 года простым большинством приняли новую редакцию Закона о защите прав потребителей, которой существенно ограничили права на возмещение морального вреда обычным гражданам, которые, как это часто бывает, не имеют депутатского значка и пока ещё не работают топ-менеджерами СКМ.

Согласно обновленной редакции статьи 4 Закона о защите прав потребителей, я, как потребитель коммунальных услуг теплоснабжения, имею право на возмещение морального вреда только в том случае, если этот вред причинен опасной для жизни и здоровья услугой, товаром или работой.

Можно ли отнести некачественную услугу теплоснабжения к такой, что опасна для жизни или здоровья – вопрос дискуссионный. Если смотреть судебную практику по этому вопросу, то Верховный Суд говорит что в самой услуге теплоснабжения ничего опасного нет, тогда как некачественное предоставление этой безопасной услуги согласно того же закона не может стать причиной для возмещения морального вреда. С другой стороны, если получится доказать, что следствием низкой температуры дома стала болезнь кого-то из жильцов, то тогда можно будет попробовать судиться за тысячу-полторы морального вреда и может быть даже победить. Для этого нужно будет только доказать, что ухудшившееся самочувствие вызвано именно похолоданием в квартире, а не морозом на улице или передачей “Свобода” на Интере. Словом, нужна справка врача, где бы указывались симптомы, делались выводы о здоровье и, было бы особым шиком, если б врач прописал теплый режим в помещении с температурой выше 20 градусов (в угловой комнате) и прямо указал, что такое произошло из-за резкого понижения температуры в трубах батарей.

Вряд ли получится отсудить стоимость обогревателя который мне пришлось купить из-за плохого отопления. Тот же Верховный Суд в своих решениях не рассматривает покупку обогревателя как острую необходимость вызванную резким похолоданием в квартире и появлением инея на батарее – видимо предполагается, что топить дома паркетной доской будет более эффективно, а чтобы на батарее не было инея достаточно просто протереть её сухой тряпкой, тогда как китайский обогреватель в морозной киевской квартире является элементом роскоши.

Что касается возмещения стоимости электроэнергии, потреблять которую я стал больше из-за того, что нормальную температуру в комнате стал поддерживать электрообогревателем, то возместить её скорее всего что можно, но проблема лишь в том, как доказать сумму перебора электричества. Дело в том, что судебное право работает с точными и доказанными цифрами, а для того, чтоб подтвердить расход электроэнергии на работу обогревателя, нужно будет доказать какая именно часть из показанного счетчиком расхода пошла на работу обогревателя. Кроме того, нужно будет подтвердить, что обогреватель в этот период работал в оптимальном режиме, что в помещении была создана и поддерживалась температура в рамках нормативов, а не выше, что обогреватель был исправен, а так же то, что комната была утеплена надлежащим образом, окна надежно заклеены изолентой, а находящиеся в ней люди практически не дышали и не нарушали уникальную микрофлору помещения.

Если честно, мне, как юристу, сложно представить как это все можно подтвердить. Наверное, нужно дома нужно вести журнал подключения электрообогревателя, в котором указывать температуру на начало включения, время включения, режим энергопотребления обогревателя, указывать показания счетчика на начало и на конец включения обогревателя, указывать какие приборы ещё подключались в период работы обогревателя и фиксировать время их включения и выключения. Словом, нормально формализировав этот процесс и собрав все необходимые доказательства я смогу подать иск в суд, и возможно даже выиграть гривен 20-30 которые, зная сроки рассмотрения дел в судах, получу где-то аккурат к следующей осени.

Словом, можно попытаться (при условии, конечно, что попытка – не пытка) устроить шум, и даже обратиться в суд за возмещением, но на сколько это поможет быстро обогреть комнату предполагать не берусь.

Наверное, в ситуации с отоплением более эффективным будет обращение по разным инстанциям которые и должны по идее контролировать вопрос нормального отопления моей квартиры. Про горячую линию нашего мэра говорить не хочу, хотя в войне, как известно, все средства хороши, потому даже если случится чудо и меня вдруг согреют представители внеземных цивилизаций – я приму это с благодарностью, и возможно даже буду так же с вожделением ждать телепередачу “Час Мера” на одном из популярных телеканалов нашего города.

Кроме телепередачи “Час Мера” так же можно обратиться непосредственно в КМДА (если это в Киеве) либо в райгосадминистрацию на месте. Дело в том, что согласно Закону о местном самоуправлении именно они имеют полномочия контролировать работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Только делать это нужно обязательно в письменной форме, а в письме указывать свои ФИО, обратный адрес, номер телефона и дату подписания. Письмо лучше отправить почтой – в таком случае можно получить сравнительно не плохой шанс получить письменный ответ. Случаи ответа горадминистрации на отправленные им письма по мне пока не встречались, но если у кого-то есть неутолимая жажда экспериментов – могут попробовать сэкономить на марках и отправить жалобу именно таким образом.

Ещё есть такой орган, как Государственных комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики который должен заниматься только тем, что защищать права потребителей. По идее они должны смело выступить на мою защиту и через минут 5-10 после моего звонка батареи раскалятся до такой температуры, что на них можно будет организовывать мартен для выплавки стали. Но на самом деле более эффективно будет не просто звонить, а все же ещё потратиться на марки и отправить им письмо с жалобой на действия теплопоставщиков. К жалобе обязательно нужно приложить копию договора на предоставление услуг теплоснабжения вашей квартире. Чем хороша эта процедура, так это тем, что Закон о защите прав потребителей определяет достаточно не маленькие размеры штрафов (статья 32). Плохо только одно – эти штрафы идут не тому, кто мерзнет, а совсем наоборот – в бездонную бочку Государственного Бюджета (согласно Легенде, он расходуется на пенсии, стипендии, зарплаты учителей, но я сам не проверял). Потому обращение в комитет по защите прав потребителей кроме эстетического удовольствия может дать разве что возможность заработать себе репутацию скандалиста, и может быть “где-то там наверху” они будут жить в страхе, что при следующих заморозках я снова не стесняясь напишу страшную жалобу всем-всем-всем, потому отключать меня будут только одновременно в упомянутыми выше топ-менеджерами СКМ.

Так же можно пожаловаться в Госэнергонадзор. Чем это может закончиться для поставщиков тепла – не до конца понятно. Скорее всего, что в лучшем для нас случае – штрафами. Станет ли от этого теплее не известно.

На сколько помогут указанные выше действия согреть меня этой зимой покажет время. Ясно одно – поднятие шума существенно напряжет поставщиков, которые взяв деньги за отопление этого самого отопления не дают. А когда на них станут навешивать штрафы (а желающих “наложить” штраф сегодня хоть отбавляй), то вполне вероятно что теплопоставщики станут в чем-то серьезней относиться к нам, и по крайней мере то, что от них зависит, они будут делать. Но, как известно, от них зависит далеко не все, потому какое-то время греться нужно будет самостоятельно. И здесь радует одно – обогреватель я успел купить ещё до кризиса, и именно этот шедевр китайских инженеров и дизайнеров способен согреть таких как я гораздо больше и эффективней, чем все участники программ Савика Шустера вместе взятые, за что китайцам отдельные “респект и уважуха”.

Крайняк Юрий
5 комментариев
Василий 
Декабрь 24, 2008 15:59

Очень интересно и написано занимательно. Спасибо

sash 
Январь 22, 2009 06:43

Отлично изожено, все правильно.
Только вот если теплосеть (или ЖЭК), т.е. того, кто Вас не обогревает начнут пресовать и давить штрафами, то предприятие отобъется от них за счет средств потребителей. А если путем шума добьетесь ремонта системы, и Вам ее сделают, чтоб не шумели, то будет это сделано в ущерб более тихим потребителям…потерпят мол.

Вот такая селяви.

Dima 
Февраль 19, 2009 08:13

sash – ты нытик!!!

Таня 
Январь 27, 2010 18:04

Спасибо большое! У нас 14 градусов в квартире и Ваша статья мне стала “у нагоді”, разобралась, что и кому писать!!!

татьяна 
Декабрь 30, 2010 22:06

Три долгих года я пишу “повесть хождения по мукам”иначе это не назовеш.В нашей стране решить проблему с ЖЭКом можно лишь одним путем-вести непрерывные военные действияч ,что не всем по силам,а результат все равно минимальный.Нет у нас ни грамотных юристов,ни консультантов,а главное закона,чтобы защитить наши права.

еще коментарии
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий