Записи

банковское право

Снятие моратория на возврат банковских депозитов: забираем деньги без суда

??????????????????

12 мая 2009 года Национальный банк Украины принял небольшое Постановление  № 282, которое вызвало ряд вопросов простых граждан – вкладчиков банков и разногласий в ответах на них как банков, так и самого Нацбанка.  Согласно этому Постановлению прекращают свое действие пункты 2 и 5 Постановления НБУ № 413 от 4 декабря 2008 года, которые обязывали банки «принимать необходимые меры относительно обеспечения позитивной динамики увеличения объемов депозитов (прежде всего в национальной валюте) с целью не допустить досрочного возврата денег, размещенных вкладчиками», а также установлен контроль Нацбанка за исполнением банками этого обязательства. Таким образом, отказывая в досрочном возвращении депозита, банки ссылались на постановление № 413, а также на Письмо Нацбанка от 06.12.2008 р. N 22-310/946-17250, правомерность, а также  обязательность которого для банков вызывает большие сомнения.

Тем не менее, принятие Постановления № 282 значительно упрощает процедуру возвращения депозита для вкладчиков, поскольку до 12 мая  возможность  забрать собственные деньги у банков существовала только путем защиты своих прав в судебном порядке.  Для этого простому гражданину необходимо было  правильно составить исковое заявление, собрать необходимые документы  и изучить азы юриспруденции, поскольку затраты на профессиональную помощь юриста часто оказывались  значительной частью самого депозита, который нужно было вернуть, и не оправдывали такие затраты.

На сегодняшний день процедура досрочного расторжения договора и возврата денег не требует обращения в суд. Гражданину достаточно написать соответствующее письмо в банк, с которым заключен договор банковского вклада, о досрочном его расторжении и просьбой вернуть деньги и проценты за фактическое время депозита (в договоре, как правило, оговорена сумма процентов, которые выплачиваются  в случае досрочного расторжения договора).  Содержание письма обязательно должно иметь ссылку на пункты договора, в которых говорится о возможности его досрочного расторжения, а также  статью 1060 Гражданского кодекса Украины. Дополнительно также можно сослаться на соответствующее постановление НБУ № 282, таким образом, вы заблаговременно не даете банкам возможностей  для отказа.   После предоставления соответствующего письма банку, он, как правило, возвращает деньги в срок от 1 до 5 дней, это зависит от суммы депозита, условий самого банка, а также сроков, которые оговорены в соответствующем договоре вкладчика.

На первый взгляд все довольно просто и легко: вместо дополнительных трат  времени, денег и нервов на судебное разбирательство  гражданину достаточно написать письмо и он получает свои кровно заработанные деньги в срок максимум 5 дней. Если б не было одно но – согласно данным информационных агентств, только 8 из 15 крупнейших банков Украины досрочно возвращают вклады по заявлению граждан. Так, “Райффайзен Банк Аваль”, “ОТР-банк”, “Кредитпромбанк”, “Альфа-банк” и “Проминвестбанк”, запрет на досрочную выдачу депозитов сняли во вторник (19 мая). Эти банки выдают депозит через 2 дня после того, как клиент напишет заявление с просьбой разорвать договор. Еще проще получить деньги в банке “Форум”, писать заявление нужно только в том случае, если сумма депозита больше 10 тысяч гривен, если депозит менее 10 тысяч гривен, то клиент может получить свои деньги сразу  из кассы, если больше – то через два дня после написания заявления”. В банке “Крещатик”  утверждают, что еще до постановления НБУ выдавали досрочные депозиты – через три дня после заявления на их получение. Почти такая же ситуация и в ПУМБе, разница заключается в том, что сотрудники банка не могут сказать точно, через какое время после написания заявления будет возвращен депозит (до постановления НБУ деньги выдавались на 5-й день, как будет сейчас – пока еще неизвестно). Другие же 7 банков  такие  как, “Приватбанк”, “Укрсоцбанк”, “Укрсиббанк”, “Правекс-банк”, “ВТБ-банк”, “Сведбанк” и “Укргазбанк” деньги отдавать не спешат, мотивируя тем, что не видели соответствующего постановления.  Казалось бы, всегда можно пожаловаться на неправомерные действия банков в Нацбанк, который призван контролировать исполнение своих распоряжений и защищать права вкладчиков, но там ситуация еще хуже, поскольку Глава НБУ Владимир Стельмах заявил, что ничего не слышал о прекращении моратория, более того – никаких документов относительно этого вопроса не подписывал.  Открытым остается вопрос, как в НБУ  могли обнародовать такое распоряжение без согласия  и подписи его Главы и кто может выдавать такие распоряжения в обход его кабинета. На мой взгляд – это полный абсурд.

Сейчас важным  остается только то, что соответствующее распоряжение  доведено широкой общественности.  Результатов не получает тот, кто для этого ничего не делает. Поскольку вы имеете полное право на получение своих денег, можете смело направляться в свой банк с соответствующим требованием. Если в устной беседе результатов не получили, требуйте письменного ответа на ваше письмо.  Не думаю, что банк ответит вам, что никакие распоряжения НБУ не доводились до их ведома (на всякий случай соответствующее постановление можно приложить к письму).  Также не забывайте, что вы всегда можете пожаловаться соответствующему руководителю банка на действия рядового работника или же в сам Нацбанк на недобросовестные действия банка. Согласно ст. 67 Закона «О банках и банковской деятельности» НБУ проводит банковский надзор  за соблюдением банками законодательства и прав вкладчиков, а также имеет право применять необходимые меры к нарушителям. Часто такие намерения вкладчика стимулируют конкретного работника банка не допустить конфликта и негативных последствий для себя, в результате чего вы получаете свои деньги и “мирно” расходитесь.

Более того, формально никакого моратория вообще не было, поскольку самим постановлением № 413 было отменено постановление НБУ № 319 от 11 октября 2008 года, которое устанавливало ограничение на досрочное возвращение депозитов. Вместо того,  в постановлении № 413 устанавливалось только обязательство «обеспечить позитивную динамику увеличения депозитов с целью, чтобы не допустить досрочного возвращения денег, размещенных вкладчиками».

Подводя итоги, нужно констатировать, что само наличие прав граждан не гарантирует их  бесспорного соблюдения.  Обращение в банк с письмом – первый шаг к достижению своей цели с минимальными затратами.

Топорецька Зоряна
8 комментариев
Валерия 
Июнь 17, 2009 17:36

25 мая 2009г. написала заявление о досрочном расторжении депозитніх договоров в “Укргазбанк”, 15.06.09 обратилась за разъяснениями, почему до сих пор нет ответа, сказали прийти, пришла, из какого-то журнала достали цидулку (иначе этот ответ не назовешб)датированую 27 мая. Писулька не на бланке, без печати только со штампиком, который можно набрать на наборном штампе, аргументации никакой, не может вернуть деньги и все. Тут же отдала очередную заяву, но уже на имя главы ВА и копия в НБУ. Сегодня по телефону сказали, что заяву нужно писать на имя Главы правления банка и везти в центраольный офис. Два часа в центральном офисе я добивалась чтобы мне поставили входящие номера на моих заявлениях на имя ВА и Главы правления.
ВЫВОД: БЕЗ СУДА НИКУДА!

Зоряна Топорецька 
Июнь 19, 2009 07:48

Валерия, относительно “Укргазбанка” могу сказать, что Постановлением Правления НБУ № 336 от 09.06.2009 года введено временную администрацию, но без применения моратория в порядке ст. 85 Закона “О банках и банковской деятельности”. Таким образом, в случае официального обращения у банка нет оснований отказать Вам в выдече депозита. На практике, если же банк затягивает время или дает “Писульки”, то вы правы, защитить свои права возможно только в судебном порядке.

Юлия 
Июнь 23, 2009 07:35

Да, точно так же и в “Надра”. Написали им письмо по поводу временной администрации (срок депозита истёк после её введения, в общем обязаны отдать. Они просто пишут, что нет денег и всё, типа, можете забрать залоговое имущество. Получается что только через суд можно что-то решить? А так не хочется связываться – времени нет и денег не особо :( Для чего ж тогда эти все постановления, если банк всё равно их не принимает во внимание. Вы не в курсе, когда могут отменить эту временную администрацию (вроде бы, она вводится на 6 мес, то есть, если ввели в марте, то в сентябре точно отменят?)

Зоряна Топорецька 
Июнь 24, 2009 15:58

Юлия, по поводу временной администации могу сказать, что хотя она и введена на 6 месяцев, но срок ее полномочий не может превышать одного года, тоесть НБУ может продлить ее полномочия еще на 6 месяцев. Но в вашей ситуации Вы действительно правы, мораторий не распостраняется на обязательства банка, которые возникли уже после его введения, таким образом банк обязан отдать деньги. Если этого не происходит, то, как я уже говорила, защитить свои права можно в судебном порядке.

Владимир 
Июль 8, 2009 15:50

Здравствуйте,Зоряна! У меня положительное решение в суде по “Укпромбанку”. НО банк подал аппеляцию,чем они могут мотивировать в аппеляционном суде по не возврату депозита. У меня рассторгнут с банком досрочно договор. КАк на долго затянется дело в аппеляционном суде и будет ли удовлетворена их аппеляция. Я понимаю что банк специально тянет время, но с другой стороны это расходы на суд. Можно ли будет к Вам обратиться с исполнительным листом, чтобы быстрее получить депозит,в случае решения суда в мою пользу.И насколько долго может затянуться решение с исполнителем,потму что банк незаконно держит мои деньги в обороте.Спасибо.

Зоряна Топорецкая 
Июль 20, 2009 17:10

Владимир, банк может давать любую мотивацию, даже самую нелогичную на первый взгляд, но Вы правы, это делается только для того, чтобы затянуть время и не выплачивать Ваши деньги. Судебные издержки составят не очень то и большую сумму (госпошлинная составляет 50% от суммы, которая была Вами уплачена в суде первой инстанции) по сравнению с тем, что банк еще некоторое время сможет пользоваться Вашими деньгами и получать от этого прибыль.
Дело в апелляционном суду может рассматриваться довольно долго, поскольку примерно 1 месяц уйдет на то, чтобы дело было назначено к рассмотрению, 2 месяца на его рассмотрение, но это в идеале, поскольку банк может не явится на заседание или попросить его отложить в связи с какими-то “уважительными” причинами.
Но поскольку законных причин для удовлетворения апелляции банка нет, после отказа им в апелляции дело возвращают в суд первой инстанции, который должен Вам выдать исполнительный лист. Итого все это может занять 4-5 месяцев в лучшем случае.
Получив на руки исполнительный лист и передав его государственному исполнителю, Вы сможете получить деньги в течении 10 дней (поскольку в течении 3-х дней открывается исполнительное производство и 7 дней предоставляется для добровольного исполнения решения). В целом же исполнительное производство может длиться до 6 месяцев, но это в худшем случае, если в банка не окажется денег на счету.
Итого, вся процедура может занять 5-6 месяцев, и все это время банк спокойно может пользоваться Вашим депозитом.
Таким образом, банку проще подать заведомо необоснованную апелляцию, которая не будет удовлетворена судом, но в таком случае он может еще полгода пользоваться Вашими деньгами.

Светлана 
Август 14, 2009 18:19

Скажите пожалуйста, что делать, если банк “Надра” полностью “морозятся” отдавать депозит. Закончился в марте 2009, пролонгировали его еще на 9 месяцев, сейчас же когда я досрочно хочу его забрать, они мне плетут про какие-то социальные причины, по которым они могут закрыть депозит и отдать деньги. Какие могут быть социальные причины, чтоб забрать свои же деньги?

Зоряна Топорецька 
Сентябрь 2, 2009 14:00

Недавно на нашем блога появилась еще одна статья “КАК ВЕРНУТЬ ДЕПОЗИТ ЧЕРЕЗ СУД – ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. Часть 3: Что делать с мораторием?”. В ней по полочкам изложена ситуация с банком “Надра”. При этом обращаю Ваше внимание, что независимо от причин, по которым вы требуете вернуть свой депозит, банк ОБЯЗАН вам его вернуть, о порядке обращения в банк вы можете более доступно узнать из вышеуказанной статьи.

еще коментарии
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий