Записи

государственные органы

«Conscientia mille testes» или «Все ли сделали, что могли…»: итоговый обзор законодательства 2009 года в Украине

35

Почти закончился законодательный год и, естественно, нашу компанию приглашают прокомментировать самые важные «законодательные события» уходящего года в СМИ. Мы решили, что и для читателей нашего блога будет не лишним подвести итоги нормотворчества 2009 года, хотя год был действительно больше творческим, чем законодательным и тому есть яркие примеры.

Почти в каждой цивилизованной стране есть свое «писанное» право, отраженное в законодательных актах, и «обычное» право, которое формируется общественным мнением, созвучное с природными правами человека. Вот и в Украине, которая определила себя по Конституции республикой и правовым государством, есть, позвольте напомнить, законодательный представительский орган «от народа» – Верховный Совет. Какую матрицу из прошлого получил этот орган для работы в 2009 году нам (народу) известно – преодоление финансового и политического кризиса, подготовка страны к Евро-2012, проведение уже начатых реформ – конституционной, судебной, земельной, аграрной, а также законодательное воплощение Общегосударственных программ в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, обороне и т.д.

В противовес ожиданиям – упор работы всех госорганов в 2009 году был сделан на «текущую» со времен «предыдущего тура» предвыборную кампанию кандидатов в Президенты, прерываемую иногда ситуативными потребностями во взаимной толерантности, чтобы «собрать большинство» в Верховном Совете. Такие «просветы сознательности» были направлены на борьбу с «внешним врагом» – отголосками американского кризиса для получения очередного транша МВФ, давлением русско-европейских курсов развития, для корректировки бюджета, избирательного, финансового и банковского права. На худой конец – собирались для разбирательств с внутренними противоречиями – «чья политическая сила ближе к народу…». Это еще больше усугубило разницу между «природным» и «писанным» правом для каждого отдельного гражданина и отобрало у нас драгоценное время.

Часто «ручное управление» таким «ситуативным большинством» нечастых заседаний Верховного Совета рушилось и «бразды законодательного правления» перебирал на себя чаще Кабинет Министров, а ему в ответ – Гарант Конституции, нередко с помощью механизмов Конституционного судопроизводства (попытку пресечь такую процедуру законопроектом опять же ветировал сам Президент). Такая ситуация по определению противоречит норме ст.92 Конституции, поскольку основные сферы нашей жизни должны регулироваться законами парламента, а не актами исполнительной власти, что влечет ничтожность таких «суррогатных норм», обнажает преступность и «агонию» деятельности политических сил и создает лишь иллюзию правового регулирования жизни государства. Речь в первую очередь идет об «играх» с НДС, его бюджетным возмещением и налогом на прибыль, которые государство пытается администрировать в ущерб плательщика, забывая, что без плательщика никто не заработает для нас этих денег. Да и государство ли это в таком случае?

К примеру, на текущей 5-й сессии 6-го созыва парламента было принято около 140 нормативных актов, которыми, в свою очередь, лишь «принято за основу» сырые законопроекты, ритмично назначались судьи, велась «динамичная работа» с бюджетом на 2009 год (не секрет, что о бюджете на 2010 год будут думать в том же 2010 г.). Среди принятых как законы можно воспринимать как полную неожиданность «игривые», но жизнеутверждающие жесты, – закон о вопросах управления имуществом Верховного Совета, утверждение текста присяги для служащих органов местного самоуправления, мораторий на выселение творческих коллективов из занимаемых помещений (?!), закон о символике Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла в Украине…

Имеются и «щедрые» постановления и законы об утверждении Общегосударственной программы иммунопрофилактики и защиты населения от инфекционных заболеваний на 2009-2015 года, обновлении размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума, о пограничном контроле (бонус к набору новых антикоррупционных норм). Грядет новый Жилищный кодекс, если проголосуют принятую за основу его редакцию… а вот о Налоговом кодексе (декларация почти каждой предвыборной программы) – пока забыли… Пестрили в повестке дня пленарных заседаний названия актов земельного законодательства, но законы о земельном кадастре, зонировании земель, торгах, рынке земли и т.д. прияты не были. Все так же нет у нас единого понимания в сфере государственных закупок, а в сфере хозяйственного права новый закон об акционерных обществах оставил много вопросов, на которые не дает ответов или разъяснений даже ГКЦБФР (хотя на работу специалистов над этим законопроектом были потрачены десятки миллионов долларов).

Много было сделано для «оздоровления» банков и преодоления последствий кризиса. При этом усугубили процедуру иностранного инвестирования, разрешив инвестирование только в гривне. Предоставление и погашение кредитов в инвалюте будет производиться только в безналичной форме, а для граждан в инвалюте могут предоставляться лишь кредиты на оплату лечения и обучения за границей и за ту же валюту. Сокращение сроков возврата или преждевременный возврат займа банку-нерезеденту также запрещен, как и повышение в одностороннем порядке процентной ставки банками Украины.

На 2009-2010 года введен мораторий на принудительное выселение граждан-ипотекодателей из единого заложенного жилища, если задолженность по уплате процентов не превышает двух месяцев и с банком согласован порядок возврата долгов. С августовскими изменениями понятия моратория банки вправе не исполнять свои обязательства перед контрагентами независимо от того, когда наступил срок их выполнения, а для банков, где введена временная комиссия, НБУ имеет право на свое усмотрение вводить «частичный» мораторий на текущие обязательства или просроченные – снова все для людей, но в «ручном порядке».

И, наконец, топ-тема выборов обогатилась новостью, что пресечь «карусели» призван новый вид криминальной ответственности «за голосование больше одного раза». Первой инстанцией в судебном «разборе полетов» по решениям ЦВК установлен Высший административный суд Украины, при чем разрешается повсеместное оспаривание действий и решений не только кандидатов, их представителей, членов комиссий, иных органов и должностных лиц, но и средств массовой информации, их собственников и даже творческих работников! Это все нас скорее отдаляет, чем приближает к оглашению результатов выборов и адаптации страны к нормальному режиму жизнедеятельности и нормотворчества. Но, все же… коллапса не случилось и в 2009 году, глядишь – и не случится!

Полищук Мария
1 комментарий
ДГ 
Январь 5, 2010 17:01

Хорошо, но мало

еще коментарии
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий