Записи

налоговое право

Форс-мажорные долги

7

Для колонки: “Налогообложение” в газете “Юридическая практика” №34

Несмотря на имеющийся правовой механизм, возможность списания безнадежного налогового долга для налогоплательщиков всегда было проблемным вопросом. Одним из оснований для такого списания было возникновение налогового долга вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). Ведь в  связи с тем, что Налоговый кодекс (НК) Украины не содержит уточняющего перечня, что именно следует относить форс-мажорным обстоятельствам, между налоговыми органами и налогоплательщиками были достаточно нередки споры по этому поводу. Решить указанную проблему, призван законопроект № 4502 от 14.08.2014 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно урегулирования налоговых отношений в условиях действия обстоятельств непреодолимой силы»,  который также прямо закрепит право налогоплательщика на списание безнадежного налогового долга.

В случае его принятия, к форс-мажорных обстоятельств будут принадлежать 1) природные явления стихийного характера – наводнения, пожары, землетрясения, бури, ураганы, заморозки, град; 2) события техногенного характера, которые привели к внезапному прекращению поставки налогоплательщику воды, тепла, электроэнергии, нефтепродуктов или газа, не связанного с неуплатой их стоимости; 3) экстремальные ситуации общественного характера – военные действия, вооруженные агрессии, действия по борьбе с терроризмом или организованной преступностью, забастовки, массовые беспорядки и 4) решения государственных органов законодательного или нормативно-правового характера, обязательные для исполнения налогоплательщиками.

Документальное подтверждение фактов возникновения и действия обстоятельств непреодолимой силы должен будет предоставлять за обращением налогоплательщика центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в соответствующей сфере.

Таким образом, законопроект, на первый взгляд, предоставит потенциальную возможность списать  долги перед Государственным бюджетом Украины, возникновение которых связано с проведением АТО. Однако, практическая реализация такого права осложняется необходимостью получения соответствующей справки именно от органов исполнительной власти. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день выдача справок о форс-мажорных обстоятельствах осуществляется Торгово-промышленной палатой Украины и не относится к компетенции ни одного из центральных органов исполнительной власти. Одновременно законопроект для идентификации органа, который должен выдавать справку, использует неудачное общее определение, что на практике приведет к невозможности определить такой орган без предварительного внесения изменений в нормативно-правовые акты, которые определяют полномочия конкретных центральных органов исполнительной власти.

Форсюк Вита

оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий