Записи

Административное право

Последствие определит

61

Статьей 172-7 Кодекса об административных правонарушениях Украины установлена ответственность лиц, указанных в пунктах 1, 2 части 1 статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции», за не уведомление в установленных законом случаях и порядке о наличии у них реального конфликта интересов либо за совершение действий или принятие решений в условиях реального конфликта интересов.

Под реальным конфликтом интересов в указанной статье понимается противоречие между частным интересом лица и его служебными либо представительскими полномочиями, что влияет на объективность либо непредвзятость принятия решений, либо на несовершение действий во время исполнения указанных полномочий.

Кроме того, при рассмотрении уполномоченным органом вопроса наличия либо отсутствия в деяниях лица состава указанного административного правонарушения им должен быть исследован вопрос реальной связи между решением либо действием должностного лица и возможностью достижения соответствующим лицом либо близкими ему лицами как гражданами желаемых последствий.

Принять решение

Очевидным является факт возможного наличия состава административного правонарушения, определенного статьей 172-7 Кодекса Украины об административных нарушениях в случае, если лицо реализует свое право на единоличное принятие решений, по результатам принятия которого для него либо его близких лиц наступают желаемые последствия.

В случае же принятия соответствующего решения коллегиальным органом, рассматривая вопрос наличия в деяниях лица состава правонарушения, уполномоченный орган должен обязательно проанализировать порядок принятия решений таким коллегиальным органом, влиятельность и значимость мнения и голоса соответствующего лица при его принятии, и по результатам такого анализа рассмотреть вопрос касательно того, исключило ли бы непринятие соответствующего решения лицом, касательно которого осуществляется производство в деле об административном правонарушении, наступление последствий, аналогичных тем, которые фактически наступили по результатам его принятия.

Действующим законодательством Украины предусмотрен ряд случаев, в которых при равном распределении голосов членами коллегиального органа при рассмотрении определенного вопроса определяющее влияние имеет голос определенного лица по должности (право определяющего голоса).

То есть лицо, уполномоченное на выполнение функций государства либо местного самоуправления, может быть привлечено к административной ответственности за совершение действий либо принятие решений исключительно в случае, если последствия, которые возникли для такого должностного лица либо для близких ему лиц, имели место исключительно по результатам принятия соответствующего решения либо совершение действий и были ли они другими бы в случае непринятия данным лицом таких решений либо несовершения действий.

Отдельное внимание стоит обратить на разделение конфликта интересов Законом Украины «О предотвращении коррупции» на потенциальный и реальный, в то время как диспозицией статьи 172-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях охватывается исключительно реальный.

Разграничивая указанные понятия, необходимо учитывать понятие и природу конфликта интересов как социального явления. Он, в свою очередь, являет собой несоответствие, противоречие интересов отдельных субъектов в конкретно определенной ситуации, и, при этом, существует вероятность того, что разрешение соответствующей ситуации сможет предоставить одной стороне конфликта выгоду путем нанесения определенного рода ущерба другой стороне.

Поэтому отдельным предметом исследования судом при рассмотрении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 172-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях, является вопрос относительно возможности нанесения любого рода ущерба путем неуведомления лицом о наличии реального конфликта интересов, совершение таким лицом определенных действий либо принятие решений, а также содержание и направленность решений, которые в принципе могут быть приняты в конкретной ситуации при имеющихся фактических обстоятельствах.

Формальные критерии

Любой орган государственной власти либо местного самоуправления должен действовать в соответствии с Конституцией Украины и другим нормативно-правовым актам, а их деятельность должна быть направлена на реализацию определенных ими цели, функций и заданий.

Как предусмотрено частью 2 статьи 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

В свою очередь, права и свободы человека и их гарантии определяют суть и направленность деятельности государства, что определено частью 2 статьи 3 Конституции Украины.

Поэтому возникает серьезное и мотивированное сомнение относительно возможности возникновения в принципе потенциального либо реального конфликта интересов в ходе осуществления органом государственной власти либо местного самоуправления деятельности, направленной на реализацию законных прав человека на основании, в рамках и способом, предусмотренным законом..

Ни один из описанных выше критериев, подлежащих анализу при принятии решения о привлечении к административной ответственности за нарушение требований относительно предотвращения и урегулирования интересов, не учтен диспозицией статьи 172-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Таким образом, критерии привлечения к ответственности на нормативно-правовом уровне остаются формальными, что, в свою очередь, значительно ограничивает уполномоченные органы в толковании указанной нормы и зачастую влечет за собой необоснованное привлечение должностных лиц к ответственности.

Предусмотреть возможности

Подытоживая изложенное, стоит отдать должное законодателю и отметить тот факт, что в существующей ситуации им была не только установлена административная ответственность за данный вид правонарушения, но и утверждены механизмы и меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов, чему посвящен раздел 5 Закона Украины «О предотвращении коррупции». Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также порядок их применения определены в общем, что стоит оценивать также позитивно.

Чрезмерная регламентированность таких процедур на уровне закона может только усложнить практику их внедрения и использования, в то время как их урегулирование на существующем уровне дает все возможности любому органу государственной власти с целью обеспечения выполнения требований законодательства разработать ведомственные или/и внутренние правила и регламенты, которые максимально учитывали бы особенности функционирования органа, специфику предоставленных ему полномочий, а также могли бы четко предусмотреть порядок предупреждения и разрешения конфликтов интересов с учетом внутренней организационной структуры органа, его подразделений, порядка принятия им решений и многих других деталей.

Формализированный же подход к привлечению должностных лиц органов  государственной власти и органов местного самоуправления за нарушения статьи 172-7 Кодекса Украины об административных правонарушениях является, по нашему мнению, бездействием самих же органов в части разработки и внедрения предусмотренных законом процедур и механизмов предупреждения и разрешения конфликта интересов, что впоследствии выливается в персональную ответственность должностных лиц такого органа.

Опанасик Владислав
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий