Записи

налоговое право

Налоговые льготы как элемент системы налогообложения деятельности в сфере кино. Европейский опыт

old film projector with dramatic lighting

На сегодняшний день кинобизнес является одним из самых прибыльных во всем мире. От производства кино пополняются кошельки не только частных продюсеров, но и государственные бюджеты. Происходит это за счет внедрения абсолютно понятной и прозрачной системы стимулов для кинопроизводителей.

Различные системы

Исследуя международный опыт, можем утверждать, что такая система предусмотрена как для национальных, так и для иностранных кинопроизводителей, полностью оправдывает себя – продюсеры получают свою долю прибыли, при этом производят кино на выгодных для себя условиях, а государство, национальное законодательство которого предусматривает предоставление кинопроизводителю определенных льгот, пополняет свой бюджет за счет уплаченных таким кинопроизводителем налогов.

Но каким же образом действуют такие системы в различных странах Европы?

Одним из самых ярких примеров является Хорватия. Именно в этой стране состоялась часть съемок всемирно известного сериала «Игра престолов», и причиной тому стали не только невероятные хорватские пейзажи, но и достаточно дешевая рабочая сила, а также система налоговых льгот, о которой мы и ведем речь. В случае найма иностранным продюсером хорватских актеров и персонала, покупки различных товаров и услуг на территории Хорватии, продюсер имеет право получить 20-процентное возмещение от общей суммы квалифицированных растрат. Для этого иностранному продюсеру необходимо объединиться с местным сопродюсером (либо иным субъектом, предоставляющим услуги по кинопроизводству). Такой сопродюсер, в свою очередь, обращается в хорватский аудиовизуальный центр для получения окончательного разрешения на проведение съемок. При этом, продюсерам необходимо соответствовать целому ряду других требований. К примеру, обязательным является прохождение кинопроизводителем так называемого культурного теста (при этом, тест считается пройденным лишь в том случае, если из максимально возможных 37 баллов, минимум 7 набрано по результатам первой части теста, касающейся творческого взаимодействия, и минимум 4 набрано по результатам прохождения секции теста, которая касается непосредственно производства и использования хорватских ресурсов). Помимо культурного теста, продюсерам необходимо обращать внимание на то, что в случае сьемок на территории Хорватии рекламных роликов, реалити-шоу либо же мыльных опер – им не стоит рассчитывать на компенсацию, поскольку льготы предоставляются только лишь в случае сьемок художественных, документальных, короткометражных либо же анимационных фильмов. Помимо того, определенные ограничения установлены и для сумм понесенных растрат. Так, максимальная сумма квалифицированных трат не может превышать 20 миллионов кун, а в случае проведения сьемок документальных и художественных фильмов, сумма понесенных кинопродюсером растрат не должна быть меньше чем 300 тысяч  кун и 2 миллиона кун соответственно.

Придерживаясь всех установленных законодательством условий и предоставив надлежащие доказательства выполнения таких условий, кинопродюсеры имеют право на получение возмещения уже по окончанию кинопроизводства. Хотя, к примеру, в Венгрии доступен несколько другой вариант. Кинопродюсеры имеют возможность получить предварительное финансирование. Такое финансирование государственных субсидий и НДС предоставляют банки, взимая за свои услуги определенный процент, размер которого зависит уже от условий договора между банковским учреждением и продюсером.

Помимо того, следует обратить внимание на тот факт, что финансовая поддержка кинопроизводства может осуществляться плательщиками корпоративного налога – резидентами Венгрии. В случае предоставления такой поддержки осуществляется так называемое двойное списание – на сумму предоставленной помощи уменьшается сумма налоговой задолженности и база налогообложения соответствующего субъекта. Также финансовая поддержка может предоставляться путем возврата определенного процента квалифицированных растрат (путем постфинансирования).

Вместе с тем, законодательство Венгрии также устанавливает ряд условий, необходимых к выполнению кинопродюсером для получения суммы возмещения. Такие условия касаются как самого кинопроизводителя, к примеру – необходимость регистрации в Национальном кино бюро и заключение договора иностранного кинопроизводителя с зарегистрированной венгерской компанией и т. д. Так и непосредственно самого кинопродукта – право на получение возмещения предоставляется только в случае производства художественных фильмов, сериалов, документальных и анимационных фильмов. При этом порнографические фильмы, фильмы, отличающиеся особой жестокостью, рекламы, реалити-шоу и мыльные оперы из списка фильмов, дающих право на возмещение, исключены. Помимо того, фильм должен быть представлен к прохождению культурного теста и набрать по его результатам минимум 16 баллов.

В Чехии кинопроизводитель имеет возможность получить 20-процентное возмещение за квалифицированные чешские растраты и 10 % за квалифицированные международные растраты (растраты на оплату труда актерского состава и персонала нерезидентов, которые не платят подоходный налог в Чехии, но которые являются плательщиками подоходного налога в стране своего резидентства). Как и в Хорватии, и в Чехии, обязательным этапом в получении возмещения является прохождение культурного теста. Также в Чехии установлены минимальные суммы растрат на производство фильма – для художественных фильмов такая сумма составляет 545 тысяч евро, для театрального документального фильма – 109 тысяч евро, и в случае проведения сьемок эпизодических фильмов кинопроизводитель должен потратить как минимум 363 тысячи евро на каждый эпизод такого фильма. Непосредственно сама сумма компенсации выплачивается в конце производства при условии подачи аудиторской отчетности трат.

В Великобритании налоговые льготы в виде предоставления возмещения суммы трат могут быть получены британскими квалифицированными фильмами, которые также проходят культурный тест или квалифицируются как официальное совместное производство. При этом фильмы должны быть предназначены для кинопроката, а на производство фильма как минимум 10 % бюджета должно быть потрачено именно в Великобритании. Следует обратить внимание на то, что верхний предел суммы компенсации законодательством Британии не установлен, а кинокомпания, ответственная за производство фильма должна находиться в пределах сети корпоративного налога Великобритании. Помимо вышеуказанных общих требований, британский законодатель устанавливает также ряд условий для каждого отдельного жанра. К примеру, если речь идет об анимационных фильмах, как минимум 51 % общих растрат должны быть непосредственно на анимацию, а сама программа не должна быть одной из перечня исключенных. В случае с детскими программами, как минимум 51 % общих растрат должны быть именно на «живое действие», а целевая аудитория такой программы состоять из лиц в возрасте до 15 лет. Для игровых шоу одним из условий также является размер призового фонда, который не может превышать одну тысячу фунтов стерлингов.

Головацкая Анна

оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий