Записи

Киберправо

ПДД для роботов

tesla1

Один натуралист наблюдал стаю пустынной саранчи, летевшую из Африки через Красное море. Пространство, занятое этой стаей, равнялось примерно 5800 квадратных километров. Натуралист рассчитал, сколько саранчи могло быть на такой площади. Получилось около 25 000 000 000 000 особей.

Больше поражает не то, как саранча формирует такие стаи, а то как насекомые способны слажено передвигаться, не сталкиваясь друг с другом. Оказывается, нервная система саранчи состоит из скоплений нервных клеток в разных частях тела, отвечающих за работу определенного органа чувств. Такая особенность помогает молниеносно отреагировать на раздражитель, поскольку не требует прохождения сигналов через центральный отдел нервной системы (мозг).

Так небольшие примитивные автономные части формируют сложные вещи. Отсутствие лидера и единого плана компенсируется следованием элементарному правилу: делай то, что делают полдюжины твоих соседей, не задевая их. Идеальный постулат для регулирования движения на автомобильных дорогах, не так ли? Участие человека в управлении автомобилем только усугубляет риски дорожного движения. Целые армады машин-роботов смогут децентрализовано двигаться одним потоком благодаря датчикам и простому алгоритму, безопасно доставляя пассажиров к заданному месту.

Пока компании TeslaFFGoogle и Uber выпускают общедоступные передовые технологии, законодательные базы подавляющего большинства стран не адаптированы под ситуации, когда на дорогах ездят машины-беспилотники. Эксперты утверждают, что количество таких авто возрастет до 10-ти миллионов к 2020 году. Очевидно, что в скором времени правила дорожного движения кардинально изменятся с учетом инновационных технологи. Но как работа машины без водителей вписывается в нынешние законы и правила дорожного движения Украины?

Эксплуатация машин с автопилотом

Представим себе в совсем недалеком будущем обычный четырехколесный автомобиль с бортовым компьютером вместо педалей и коробки передач. С технической точки зрения такие машины не противоречат ни единому международному договору, закону или ГОСТу Украины. Нормативы конструкции автомобиля ограничиваются четырьмя колесами, собственным источником движения, функционирующей тормозной системой, рулевым управлением, световыми приборами, стеклоочистителям и стеклоомывателям. С обобщенными техническими требованиями всегда можно ознакомиться в ПДД.

Фактически тормозная система может быть любой в пределах нормативов тормозного пути. Стоит вспомнить автомобили для инвалидов с перенесенным тормозным управлением. Вот только, все равно должно находиться место предполагаемого водителя с рулем. Забавно, но присутствие самого водителя в авто вовсе не обязательно. Тогда можно расположиться на заднем сидении и наслаждаться комфортной поездкой, задав необходимый маршрут.

К передаче управления роботу законодательство относиться вполне лояльно, потому многие машины оборудованы автоматизированной коробкой передач и умным круиз контролем. Ограничений в эксплуатации роботов нет.

Управление автомобилем

Важным и проблемным не только в ключе автопилотов, но и регулирования дорожного движения в целом, есть определение понятия управления автомобилем. Из анализа норм законодательства выплывает различие между управлением автомобилем и его использованием. Пассажир вправе использовать транспортное средство, но управлять им может исключительно водитель. Дефиниция управления транспортным средством на нормативном уровне не закреплена. В то же время есть критерии проверки навыков вождения, которые по сути и есть исчерпывающим перечнем действий (манипуляций), которые охватываются термином управление авто.

В США суды толкуют управление автомобилем куда более широко, что приводит до отождествления любого лица, которое приводит в движение машину, с водителем. Вот только в таком случае все клиенты Uber будут считаться водителями при использовании сервисов полноценного беспилотного такси.

Так, под управлением автомобилем следует понимать способность повлиять на скорость и направление движения транспортного средства, а также выполнение действий, требуемых для сохранения (обеспечения) безопасности дорожного движения.

Водительское удостоверение для автопилота

В теории использование автомобиля с автопилотом не требует получения удостоверения водителя. На счет практики, то в постановлении пленума Верховного Суда Украины № 14 от 23.12.2005г. под управлением транспортным средством подразумевается исполнение функций водителя во время движения такого средства. Это значит, что, возлагая на себя хоть какие-то предусмотренные законом права или обязанности водителя, Вы управляете авто. Потому закон будет нарушен, если сидеть за предполагаемым местом водителя без права управления транспортным средством. И поверьте, наши правоохранительные органы пойдут именно таким путем.

Ответственность

Использование транспортного средства крайне опасно, с чем и связан его специальный статус, как источника повышенной опасности, который определяет ответственность лица за те или иные нарушения. Автопилот же существенно осложняет выяснение вины и основания привлечения надлежащего лица к ответственности.

Управление автомобилем – главное основание привлечения к ответственности. Автопилот не может быть субъектом правонарушения, поэтому закон оказывается в тупике. Во избежание таких ситуаций в штате Калифорния пытаются помешать работе самоуправляемых такси Uber. Запрет не может рассматриваться как выход, и закон не способен остановить технологический прогресс, все-таки они отражают разные аспекты человеческого бытия.

Штрафование пассажира будет неправомерным при нарушении правил дорожного движения автопилотом из-за сбоев в программе, ведь его правовой статус иной, нежели у водителя, и не предусматривает обязанностей по выполнению требований ПДД во время выполнения маневров машиной. И снова, если Вы сидите за предполагаемым местом водителя и не берете участия в движении автомобиля, то вас оштрафуют, поскольку была минимальная возможность повлиять на движение авто, значит обязаны следить за дорожной обстановкой.

Справедливым был бы вариант с штрафованием компании-производителя за нарушение правил дорожного движения из-за сбоев в оборудовании. Производитель дает гарантию, и его продукция должна соответствовать описанным характеристикам, а также корректно выполнять поставленные задачи. В свою очередь, владелец обязан будет проходить периодическое технический осмотр. В случае же пропуска очередного осмотра по вине владельца авто, то за неисправность отвечать будет именно он.

С гражданской ответственностью все намного легче, чем с административной. Гражданский кодекс Украины прямо установил, что ответственность несет тот, кто правомерно владел источником повышенной опасности на момент правонарушения, не употребляя терминов водитель, пассажир и тд.

В итоге, позитивное влияние на определение правового статуса транспортных средств, оборудованных автопилотом, окажут следующие изменения: 1) прямое закрепление права на использование без участия человека в их управлении машин-роботов; 2) разработка специальных технических стандартов для технологий автономного движения машины; 3) частично переложить ответственность за нарушение ПДД на изготовителей таких авто в рамках законодательства о защите прав потребителей.

Голод Александр
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий