Записи

гражданское право

Введения процедуры squeeze-out и sell-out в Украине: пробелы и несовершенства правового регулирования

85576f253a

В результате подписания Украиной и Европейским союзом Соглашения об ассоциации наша страна взяла на себя ряд обязательств по приведению действующего законодательства в соответствие с требованиями законодательства ЕС.

В аспекте имплементации права ЕС в сфере деятельности компаний заслуживает внимания Директива № 2004/25/ЕС Европейского парламента и Совета от 21.04.2004 о предложениях о поглощении (далее Директива № 2004/25/ЕС), положения которой должны быть имплементированы Украиной в соответствии с Приложением № 34 к Соглашению об ассоциации.

Данная директива предусматривает возможность акционера, владеющего от 90 до 95 процентов акций акционерного общества, осуществить обязательную покупку акций у миноритарных акционеров (squeeze-out), а также, в противоположность этому, возможность миноритарных акционеров требовать осуществления обязательной продажи своих акций акционеру, который обладает от 90 до 95 процентов акций акционерного общества (sell-out). Также Директивой №2004/25/ЕС определяется подробная процедура squeeze-out и sell-out с целью защиты и гарантирования не нарушения прав миноритарных акционеров.

23.03.2017 года Верховной Радой был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах», который на 99,9% осуществляет имплементацию положений вышеуказанной директивы в национальное законодательство Украины.

Считаем необходимым отметить, что, по нашему мнению, данный закон имеет ряд пробелов и несовершенств, среди которых стоит выделить следующие:

Во-первых, в проекте закона не реализован предусмотренный Директивой принцип, положенный в основу функционирования правил поглощения, согласно которому оферент должен выдвигать предложение только после того как обеспечил, что денежная компенсация будет оплачена акционерам в полном объеме, и после принятия надлежащих мер для обеспечения имплементации любого другого типа компенсации.

Считаем, что это является существенным недостатком, поскольку доминирующий акционер может инициировать процедуру squeeze-out, следствием которого станет ограничение на осуществление операций в системе депозитарного учета с акциями миноритарных акционеров общества сроком на 90 дней, не имея достаточного финансового обеспечения, что может привести к злоупотреблению доминирующим акционером данным правом.

Во-вторых, статьи 652 Закона (в редакции проекта) установлено, что заявитель публичного безотзывного требования (доминирующий акционер) уплачивает цену акций миноритарным акционерам путем перечисления денежных сумм банковскому учреждению, в котором заявителем требования открыт счет условного хранения (эскроу), бенефициарами которого являются акционеры, у которых приобретаются акции.

Акционерное общество обязано в течение следующего рабочего дня с даты получения информации о перечислении денежных сумм за акции должно оповестить об этом Центральный депозитарий ценных бумаг.

Центральный депозитарий ценных бумаг в течение трех рабочих дней со дня получения от общества информации о перечислении в полном объеме денежных сумм за акции, которые приобретаются заявителем требования, осуществляет снятие ограничения и обеспечивает перевод депозитарными учреждениями прав на соответствующие акции со счетов их владельцев на счет заявителя требования.

Однако проектом не установлено, чем должна подтверждаться информация о перечислении в полном объеме денежных сумм за акции. Учитывая, что заявитель требования контролирует акционерное общество, с достаточно большой вероятностью может иметь место ситуация, когда заявитель требования запустит процедуру squeeze-out, откроет счет эскроу и, не перечислив туда средства, сообщит обществу, что осуществил перевод. Подконтрольное доминирующему акционеру общество сообщит Центральному депозитарию о перечислении в полном объеме денежных сумм за акции, а последний формально будет обязан перевести права на акции со счетов миноритариев на счет доминирующего акционера. В конечном итоге доминирующий акционер получит акции миноритарных акционеров, не заплатив за это никаких средств.

В-третьих, проектом не предусмотрен механизм информирования акционеров, у которых принудительно выкупаются акции, о поступлении средств, и, соответственно, о дате, с которой они потеряли право собственности на акции. Отсутствие данной информации может повлечь неиспользования миноритарным акционером права на получение средств, несмотря на то, что срок расчетов с акционерами ограничивается тремя годами

В-четвертых, следует отметить, что положениями законопроекта не определено, что происходит со средствами на счетах эскроу, которые не были перечислены (выплаченные) миноритарным акционерам, акции которых были приобретены, в течение трех лет.

В-пятых, положения закона не предусматривают правовых последствий невыполнения положений закона, регулятор в лице НКЦБФР не наделен инструментами надзора и контроля за соблюдением приобретателями контроля соответствующих требований закона.

В-шестых, проект закона распространяет процедуру squeeze-out и sell-out на частные акционерные общества, хотя положения Директивы №2004/25/ЕС не применяются к частным компаниям, однако не распространяет свое действие другую наиболее распространенную организационно-правовую форму существования частных компаний – на общества с ограниченной ответственностью, неоправданно фрагментирует правовой режим частных компаний в Украине, а потому считаем, что следует ввести данную процедуру и относительно обществ с ограниченной ответственностью.

Итак, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах» является значительным шагом на пути реформирования корпоративного права Украины и имплементации Директивы № 2004/25/ЕС Европейского парламента и Совета от 21.04.2004. В то же время данный Закон Украины содержит ряд неточностей и пробелов, а потому считаем, что необходимо разработать законопроект, который бы усовершенствовал правовое регулирование процедуры squeeze-out и sell-out в Украине.

Черкасов Денис
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий