Записи

медиа

О САМОЙ СТРАШНОЙ РЕКЛАМЕ в правовом разрезе

kinopoisk.ru

Вот уже которую неделю в прокате популярен фильм ужасов о борьбе подростков со злым чудищем, в образе клоуна Пеннивайза. Снял его режиссер Андрес Мускетти, в основе – одноименный роман Стивена Кинга «Оно» (1986 г.).

И хотя сюжет хорошо и широко известен публике по книгам и каких-то крутых и неожиданных поворотов в нем нет, но образ жуткого рыжеволосого клоуна до сих пор заставляет трястись от страха многих и, кажется, ажиотаж вокруг фильма от этого только разгорается с новой силой.

На сегодняшний день картина в мировом прокате собрала уже $478 038 881, при бюджете в $35 000 000. Бесспорно, такие кассовые сборы сделала не только лишь высококлассная художественная работа, но и грамотный пиар.

Чего только не было. Особенно интересен случай в городе Литиц, штат Пенсильвания, США. Местная полиция испытала весь спектр жутко-холодящих эмоций, когда обнаружила на родных улицах алые шарики, накачанные гелием и привязанные к канализационным решеткам.[1]

Стражи правопорядка даже выступили с обращением в Facebook: «Мы отдаем должное их творчеству, однако мы хотим, чтобы местные шутники знали, что мы были очень напуганы, когда убирали эти воздушные шары, мы с уважением просим их не делать этого снова», – говорится в сообщении.

Отметим, что накануне красные воздушные шары были замечены в Австралии, однако там они сопровождались сообщениями на асфальте. В Литице никаких сообщений не было. Так что, пожалуй, и правда жутковато.

Все это не на шутку разозлило профессиональных клоунов. Они вообще обиделись на вот это вот все, поскольку опасаются новой волны «антиклоунской паранойи» и считают, что фильм нанесет серьёзный урон их бизнесу, который и так переживает спад. Довели, словом, людей до крайности.[2]

Но нам-то во всем этом более всего интересен именно правовой аспект. Мы решили пофантазировать на тему, какая бы судьба ждала подобную рекламу по законодательству Украины?

Рассмотрим ряд интересующих вопросов по двум формулам: 1. Реклама как в Австралии (шарик + подпись на асфальте) и 2. Реклама как в США (шарик без подписи) только в наших законодательных реалиях.

 

Согласно действующего Закона Украины «О рекламе» (далее – Закон) рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначена сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара.

Закон также проводит классификацию рекламы. Так мы знаем такие её виды как:

-     реклама на транспорте;

-     внешняя реклама;

-     внутренняя реклама;

-     реклама на радио и телевидении, в печатных СМИ и пр.

Но этим дело не ограничивается и с появлением новых средств, технологий и смекалки – появляются и новые виды рекламы.

Ещё важно. Реклама должна быть четко отделена от другой информации, независимо от форм или способов распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу. Скрытая реклама запрещается.

Потому, шарик без надписи, не является рекламой. Слишком уж мало информации для того, чтобы отделить его от просто красного шарика, привязанного к решетке канализации. Конечно, он может вызывать ряд ассоциаций, но не более. В нем нет той внушительной информирующей составляющей, которая обязательна в рекламных материалах.

А вот комбо, состоящее из шарика и надписи, на наш взгляд, именно и будет рекламой. Довольно нетривиальной, но рекламой. Так, цвет и «способ подачи» непрозрачно намекает потенциальному «продвинутому» зрителю на героев книги/фильма. Ну а в случае, если «пересічний громадянин» не в курсе, что происходит в мире кинематографа, что представляет собой этот шарик, и какая такая история в него «зашита» ему дают информацию – мол интересно, приходи в сентябре в кино, узнаешь и все требования закона формально соблюдены.

Таким образом, шарик, привязанный к решетке канализации (+ надпись) больше всего подходит к внешней рекламе — реклама, что размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.

Согласно п. 1.1. Типовых правил размещения наружной рекламы (далее Правила), местом расположения объекта наружной рекламы является площадь внешней поверхности здания, сооружения, элемента уличного оборудования или отведенной территории на открытой местности в пределах населенного пункта, предоставляемой распространителю внешней рекламы во временное пользование собственником или уполномоченным им органом (лицом).

Кроме того, для того, чтобы такая реклама считалась «легитимной», она должна получить одобрение у местных органов исполнительной власти. При этом выдача такого разрешения в данном случае ещё и согласовывается с держателем инженерных коммуникаций, Укравтодором или владельцами автомобильных дорог и Национальной полицией. Размещение внешней рекламы на достопримечательностях – по согласованию с центральными или местными органами исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Примечательно, что Закон, регламентируя подходы к ответственности недобросовестных рекламодателей, говорит, что за правонарушение в данной сфере могут применяться различные виды ответственности, в том числе административная и уголовная. Однако анализ действующих составов правонарушений не позволяет прийти к однозначному выводу о том, составом какого нарушения может охватываться «развешивание красных шариков с особо устрашающей целью».

Общими требованиями, к рекламе обозначенными в разделе II Закона, также предусмотрено обязательство учитывать в рекламе особенную чувствительность детей и не наносить им вреда.

Тут главным будет вопрос, может ли это сделать (причинить вред) реклама в виде шарика + надпись? Если полностью абстрагироваться от образа, любовно созданного Кингом – вряд ли. Но возможно ли такое абстрагирование?

Стивен Кинг всемирно популярный писатель, работающий преимущественно в жанрах ужасы и триллер, а ещё фантастика, фэнтези, мистика, драма. Он даже получил прозвище «Король ужасов». Т.е. его произведения не самое светлое и доброе чтиво.

В особенности книга «Оно», которая выпускается с сентября 1986 года (первый тираж насчитывал 860 тысяч копий). Конечно, основная читательская аудитория Кинга не дети, но ключевой персонаж романа – Пеннивайз мало того, что один из самых популярных образов, созданных писателем, но и один из самых известных злодеев в ужасах вообще. Это, пожалуй, тот случай, когда герой «ушел в народ» и известен даже тем, кто не читал и не смотрел. Красный шарик, привязанный к решетке, что важно, неотъемлемая часть образа этого клоуна.

Взрослого такой рекламный ход вряд ли напугает (мы не берем в счет американских стражей порядка), скорее позабавит даже.

Но учитывая детскую впечатлительность, любознательность, яркую фантазию и тягу к страшилкам в век информационных технологий, в котором мы живем… Словом, кого-то из возрастной группы в радиусе 5 – 10 лет такая реклама в отдельных случаях напугать, наверное, способна. Но сказать насколько сильным будет такой испуг и насколько массовым в теории сложно. Другое дело, если бы детские истерики на этой почве были массовыми, чего пока не наблюдалось.

Получается, органу исполнительной власти при получении заявки на размещение такой веселой рекламы необходимо будет решить:

- способен ли шарик, привязанный к решетке, и прилагающаяся к нему надпись нарушить технику безопасности, ПДД и законодательство о рекламе;

- травмируют ли они психику детей.

Конечно, вряд ли отечественный предприниматель всерьез озадачится получением разрешения на размещение рекламы в виде надписи и шарика, тем более сомнительно, что ему в конце концов такое разрешение выдадут. Но, в любом случае, кейс с шариком интересен и неординарен как с точки зрения рекламного хода, так и с юридической его стороны.



[1]В фильме / книге Пеннивайз крадет детей и утаскивает их в канализацию и съедает, после этого оставляя воздушные красные шары, привязанные к решеткам канализации.

[2]Например, артисты петербургского театра «Комик-трест» даже провели ряд одиночных пикетов у здания Законодательного собрания города и у кинотеатра «Аврора», где проходила премьера.

Макарчук Анастасия
оставить комментарий
Имя *
Электронная почта *
Вебсайт *
Комментарий